Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа "Математика в детском саду"
Автор Новикова В.П.
Программа Валентины Павловны Новиковой «Математика в детском саду»,
предназначена для обучения детей 3 – 7 лет, выпущена в издательстве «Мозаика-Синтез».
Рекомендовано Министерством образования РФ. Данное пособие адресовано педагогам
дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также гувернерам и родителям.
В пособии представлена программа и рассмотрено содержание комплексной работы в
области математического образования дошкольников, раскрыты формы организации
познавательной деятельности детей 3-7 лет как на занятиях, так и в повседневной жизни
дошкольного учреждения. Предложены интересные способы взаимодействия воспитателя с
детьми и вовлечения родителей в педагогический процесс.
Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия
проводятся в занимательной игровой форме. Много внимания уделяется самостоятельной работе
детей и активизации их словарного запаса.
Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы
развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого
ребенка.
Исходным принципом построения программы является системный подход, который
позволяет обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных
интересов и творческих способностей, так и математического развития, которое предполагает
усвоение дошкольником в соответствии с возрастными возможностями ряда представлений,
понятий, отношений, закономерностей (количество, число, порядок, равенство — неравенство,
целое — часть, величина — мера и др.).
На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаются
условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности,
произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных
координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные
обобщения на основе рассматриваемых фактов. Эти умения составляют основу успешного
изучения математики и других предметов в начальной школе.
Программа содержит следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма»,
«Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».
Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности,
решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей
элементарных математических представлений.
Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами
детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится
самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств,
проверке правильности решения.
Обучение включает как прямые, так и опосредованные методы, которые способствуют не
только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию
дошкольников.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся
группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать
у дошкольников учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной
деятельности.
В ходе занятий дети получат устойчивые навыки счета от 0 до 20, познакомятся с
процессами сложения и вычитания, понятиями «больше» и «меньше», «четный» и «нечетный», с
местом числа в числовом ряду, геометрическими фигурами, узнают способ образования чисел
второго десятка, научатся составлять и решать задачи.
Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики
провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Предлагается программа обучения чтению детей с 5 лет. Пособие включает разнообразный дидактический материал по развитию речи, внимания, сообразительности, включающий физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания детей, а также методические рекомендации.